воскресенье, 23 января 2011 г.

Кто будет следующим Стивом Джобсом?

Кто будет следующим Стивом Джобсом? Этим вопросом на следующей своей встрече будут заниматься владельцы акций Apple, на ней же они будут голосовать за предложение о создании письменного свода правил поиска нового генерального директора. Главные директора Apple высказались против этого предложения, сказав, что это дало бы представление конкурентам о "конфиденциальных целях и планах" Apple. Совет также заявил, что публичная огласка кандидатов сделает их мишенью для рекрутеров, а люди, не ставшие кандидатами, почувствуют, что их обошли стороной.
Так как Apple неохотно говорит о своем следующем генеральном директоре, мы нашли один из возможных ответов - исполнительного директора Facebook Марка Цукерберга.

Да, вероятно, это звучит с большой натяжкой, но давайте посмотрим на то, в каком положении находятся обе компании. Экспертов уже давно занимает вопрос, кто же займет место Джобса. В большей степени они связывают успех компании в последние десять лет с возвращением Джобса, особенно с его перфекционизмом в продукции и "искажении реального поля", которое он создает вокруг компании.

Между тем, список кандидатов на настоящий момент не представляет очевидных вариантов. Когда в 2009 году Джобс взял отпуск по состоянию здоровья, директор по маркетингу Фил Шиллер рассказывал о целях компании на конференции Macworld. Итог? Шиллер хорош, но он не Стив Джобс. В эти месяцы компанию вел исполнительный директор Тим Кук, но Apple запустила свой следующий топовый продукт iPad только тогда, когда вернулся Джобс. Главным человеком, который руководил развитием продукта iPad, был, разумеется, он же.

Эта область, в которой Аpple с опаской может поглядывать в сторону Microsoft. Когда основатель Билл Гейтс отошел от дел, его место занял исполнительный директор, проработавший в компании долгое время, Стив Баллмер. Когда Баллмер ушел, акции Microsoft упали почти на 50% (в прошлом году Apple обошла Microsoft в рыночной капитализации). Я не хочу сказать, что Кук и Шиллер такие же, как Баллмер, но очевидно, что есть доля риска в замене фантастического лидера компании на кого-то, кто компетентен, но обладает меньшим вдохновением.

И причем же здесь Facebook? Ну, в октябре у Apple существовал огромный запас наличных денег в $51 млрд. Когда Джобса спросили, что он собирается с ними делать, он ответил: "мы твердо уверены в том, что может подвернуться одна или несколько стратегически важных возможностей, и у нас будет уникальный шанс получить преимущество над конкурентами". Такая фраза моментально привела к слухам и сплетням о том, кого же хочет купить Apple? А теперь, как ни удивительно, Facebook поднял цену своей стоимости с $500 млн до $50 млрд.

Конечно же, не секрет, что большие игроки заинтересованы в Facebook. Но Apple, с их сверхприбылью от iPhone, может быть, единственная компания, которая все еще может позволить себе такую сделку.

В чем можно быть менее уверенными, так это в том, что Facebook (а говоря Facebook, мы на самом деле имеем в виду Цукерберга), будет заинтересован. Он занимает три кресла в совете директоров и показывает яркие способности в управлении компанией. Вероятно, что Facebook придержит публичное размещение акций в 2012 году.

А что может убедить его продать? А как насчет шанса управлять объединенными Apple-Facebook?

Кроме славы управления самой известной из всех компаний мира в этом есть и стратегический момент. Мобильный и социальный мир вступают в коалицию Facebook, пытаются понять, как ему выжить в мире, в котором разработчики платформ, такие, как Apple и Google, все чаще интегрируют веб-сервисы в полноценные устройства. Ходили слухи о так называемом “Facebook phone”. Но с ежемесячным 60-миллионным посещением пользователей сайта с iPhone, не является ли Apple мобильным устройством для Facebook?

Цукерберг вряд ли будет таким же идеальным директором, каким стал Джобс. Но он постоянно меняется к лучшему. В прошлом году мы наблюдали, как Цукерберг должен был учиться стоять на своем в качестве генерального директора. В этом году мы увидели, что он стал намного более уверенно вести себя на публике и общаться с СМИ. А еще работники Apple легендарно талантливые дизайнеры. Последний тусклый запуск музыкальной социальной сети Ping предполагает, что Цукерберг в курсе того, что главная область, с которой Apple все еще не справилась, – это социальные сети.

Мы уже знаем, что Цукерберг хочет стать следующим Стивом Джобсом. Превратит ли он этот шанс в реальность?

Комментариев нет: